Минфин обещает «максимально безболезненное» повышение налоговой нагрузки

photo_45277_{9CAB66C4-EEA2-49AB-A327-08E7F8B5FCCB}.jpg

О снижении налоговой нагрузки в ближайшее время говорить не приходится, налоги будут только увеличиваться, заявил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая во вторник на налоговой конференции Ассоциации европейского бизнеса.

Как пояснил заместитель министра, Россия на этапе посткризисного развития пошла путем, отличным от пути зарубежных развитых стран. В то время как, например, США и государства Европы ввели режим экономии, сокращения расходов, Россия увеличивает расходы. Для сравнения: в 2008 г. расходы составили 33,8% ВВП, в 2009-м – 41,1%. «В ближайшие годы предстоят еще достаточно серьезные расходы», — констатировал С.Шаталов, напомнив, что президент России в недавнем выступлении заявил о выделении в период до 2020 г. примерно 22 трлн руб. на перевооружение армии, о дополнительных расходах на модернизацию экономики, соцпрограммы. При этом должна быть выполнена задача сокращения дефицита бюджета, подчеркнул С.Шаталов. В этих условиях, резюмировал он, легко ответить на вопрос, будут ли в недалеком будущем снижаться налоги.
Налоги будут расти, и этот процесс по большому счету уже начался, отметил замглавы Минфина. Ранее было принято решение по увеличению в 2011 г. до 34% единого социального налога (ЕСН). А летом этого года Правительство РФ издало решение о дополнительном увеличении дохода с 2011 г. Как заявил С.Шаталов, власти старались, чтобы рост государственного бюджета был «максимально безболезненным как для населения, так и для бизнеса».
По словам С.Шаталова, в качестве основных источников дохода были выбраны акцизы. Планируется существенное увеличение акцизов на некоторые товары — алкоголь, табак. Кроме того, на 61% будет увеличен налог на добычу природного газа. В планах также индексация налога на добычу нефти – предположительно в 2012 году. Соответствующий закон уже принят, заверил заместитель министра финансов.
Вернувшись к теме увеличения ЕСН, С.Шаталов отметил, что будут приняты документы с уточнениями, которые позволят некоторое время сохранять ныне действующие ставки для определенных видов бизнеса: для компаний IT-сферы, для СМИ, а также для некоторых предприятий малого бизнеса. «Сейчас мы работаем над тем, чтобы определить, какие именно организации малого бизнеса будут переходить на более поздний режим, — сообщил заместитель министра финансов. – Президент объявил о том, что это производственные компании или организации социально значимые». Осталось определить, на кого это должно распространяться, какие компании можно отнести к категории социально значимых. С.Шаталов выразил надежду, что Государственная дума РФ уже в ближайшее время примет соответствующее решение.
Кроме того, ведется работа над введением определенных налоговых преференций для организаций, работающих в сфере образования и здравоохранения. Как отметил С.Шаталов, такое решение было принято, однако при выполнении его Минфин столкнулся с проблемами «квалификации и идентификации». Следует опять же четко определить, кто будет вправе претендовать на освобождение от налога на прибыль в течение 10 лет.
С.Шаталов счел необходимым остановиться на таком важном моменте, связанном в большей степени с малым бизнесом, нежели с крупным, как постепенный отказ от единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Два-три года – и этот налоговый режим в России будет отменен, заявил заместитель министра финансов. Большинство малых компаний и ИП смогут использовать упрощенную систему налогообложения. Дополнительно к этому будет внедрена более совершенная и разветвленная система налогообложения на основе патентов.
Также был затронут вопрос пенсионного обеспечения. Пенсионная система, по словам С.Шаталова, сегодня испытывает дефицит в размере 1,1 трлн рублей. В будущем году за счет повышения взносов он будет закрыт частично — на 1 трлн руб., следовательно, окончательной сбалансированности достичь не удастся. Дефицит будет оставаться на уровне не ниже 3% ВВП, убежден С.Шаталов. По мнению заместителя министра, будет оставаться актуальным вопрос увеличения пенсионного возраста. «Конечно, повышать его нам нужно, делать это не резко, объявляя обществу заранее, давая подготовительный период, говоря, например, о том, что примерно через пять лет мы начнем повышать пенсионный возраст примерно на полгода каждый год – такой вот график, по которому мы могли бы пойти», — резюмировал С.Шаталов.